Статьи для родителей:

Раздел: Здоровье

Поиск по магазину

Опрос

Кто вы?
Всего ответов: 2348

Проверка слуха у детей.

Больше всего молодых мамочек  интересует – как определить проблемы слуха у детей, особенно если это ребенок в раннем возрасте. Мы с вами подробно разберем, как заподозрить то, что ребенок плохо слышит и как это определить более точно, что нужно делать, если у ребенка выявились проблемы со слухом и как необходимо проводить профилактику нарушений слуха.

Основа диагностики.
Прежде всего, первичную оценку слуха и степени его снижения у ребенка будет давать педиатр или ЛОР-врач на основании определенных вопросов, заданных родителям и проведения определенных тестов. Прежде всего, нужно ответить на вопросы о навыках вашего ребенка. вы можете сделать это прямо сейчас:

- наблюдаются ли у вашего ребенка вздрагивания от громкого звука в возрасте двух-трех недель?
- наблюдается ли у ребенка замирание в ответ на обращенный к нему голос в возрасте двух-трех недель?
- пытается ли ваш ребенок повернуть головку в сторону голоса матери или отца, если не видит их, в возрасте старше месяца?
- возникает ли у ребенка комплекс оживления в ответ на голоса родителей в возрасте одного-трех месяцев?
- поворачивает ли ребенок голову в сторону голосов или звучащих игрушек в возрасте четырех и более месяцев, ищет ли глазами источники звуков?
- есть ли у ребенка реакция в виде криков или широкого раскрывания глаз и вздрагивания на раздающиеся резкие звуки в возрасте от полутора до шести месяцев?
- возникает ли у ребенка гуление в возрасте двух-четырех месяцев?
- происходит ли переход гуления в лепет примерно к возрасту четырех-пяти месяцев?
- возникает ли у вашего ребенка эмоциональный лепет в ответ на ваше появление ил игры и разговоры с ним?
- проявляет ли ребенок беспокойство при громких разговорах и возникновении громких и резких звуков?
- возникают ли у ребенка новые звуки и отдельные подражательные слоги «ма», «ба», «да», к возрасту примерно восьми-десяти месяцев?

Если вашего ребенка не пробуждают громкие звуки, громкая речь, стоит немедленно обратиться к педиатру или ЛОР-врачу и задать ему вопросы относительно слуха ребенка. Глухие малыши могут реагировать на родителей, которых они видят, но если родители вне поля зрения говорят с ними, они никак не реагируют на обращенную к ним речь. Слабо слышащие дети могут реагировать на очень громкие звуки и издаваемую ими вибрацию, но обычной речи они могут не слышать, что тоже требует коррекции. Нормально слышащие дети активно развивают свои зачатки речи, подражая речи и интонациям взрослых, если ребенок не слышит, его корковые центры не стимулируются и он может либо сосем не издавать звуков, либо они могут быть странными, монотонными или поздно возникающими. Глухой и слабо слышащий ребенок не сможет нормально говорить, так как речь активно стимулируется за счет слуха, и поэтому, такие дети обычно становятся глухонемыми.

Что делают врачи на приеме?
Для того, чтобы можно было выявить проблемы со слухом, врачи проводят скриннинговое обследование слуха с применением различного рода звучащих игрушек (погремушки, пищалки), а также особые звукореактомеры, они воспроизводят прерывистый звук определенной частоты, а также узкополосные шумы, широкополосные шумы различной громкости и частоты. При воспроизведении звуков врач фиксирует разного рода реакции у малыша – возникновение безусловного ориентировочного рефлекса (Моро), при звуках ребенок раскидывает ручки и потом совершает ими движения, похожие на объятия. Также при звуках происходит замирание малыша, его застывание. В ответ на звуки ребенок движет конечностями, раскидывая ножки и ручки в стороны, поворачивает головку к области источника звука, а если звук ему не приятен – отворачивается от него.

В ответ на звуки дети отражают на лице гримасы, зажмуривают глаза или хмурят бровки, могут совершать сосательные движения, при пробуждении ребенка от звуков может возникать легкая дрожь по всему телу, широко раскрываются глаза, происходит учащение пульса и учащение ритма дыхания. при оценке ответа на проводимые действия нужно оценить три вида ответа – рефлекторные реакции, слуховые реакции (то есть, поведение ребенка в ответ на звуковые сигналы) и функция слушания (обращение малыша в сторону источников звука и прислушивание к звукам, первые попытки его анализа).

У новорожденных исследования проводят специальным аппаратом (звукореактотестер) в стадии легкого поверхностного сна (главное, чтобы ребенок не был голоден и чем-либо расстроен). Для исследования используют шумы интенсивностью около 90 ДБ, а сам прибор располагают примерно на расстоянии десяти сантиметров от уха, и проводят исследование в режиме автоматического прерывания сигналов с частотой 3 герц.

Исследования проводит доктор, укладывая ребенка на твердую чистую поверхность таким образом, чтобы головка лежала абсолютно прямо и свободно, ручки и ножки при этом должны быть свободными. Стоит помнить, у детей выражен затылочный бугор, что мешает ему активно поворачивать головку с одной стороны в другую. Поэтому после каждой проверки необходимо возвращать головку в исходное положение – прямо на затылок. Чаще дети бывают «правшами» и реагируют активнее правым ухом, поэтому с него нужно начинать обследование, затем проводят стимуляцию левого ушка. Также стоит помнить о том, что у детей в ответ на типовые реакции возникает исчезновение двигательного ответа. Поэтому, стимулов дают не более двух-трех, а время между ними делают достаточным. Положительной будет реакция в ответ на импульсы при ответе новорожденных трижды указанными выше реакциями. Это говорит о том, что ребенок хорошо слышит. Нужно помнить, что после полугода реакции на звуковые импульсы могут быть кратковременными.

Подобной же методикой исследования слуха можно пользоваться и для скриннингового исследования в возрасте после девяти месяцев, но им уже предъявляют и шумовые сигналы, так и звуки частоты 500ГЦ, 2000 или 4000 ГЦ, а интенсивность звука будет от 90 до 45 ДБ и режим будет непрерывным. В таком возрасте дети будут реагировать на сигналы быстрыми поворотами головку в сторону, откуда идут звуки. если потеря слуха происходит с одной стороны, ребенок будет реагировать движениями и оживлением только со стороны здорового ушка, при этом независимо от того, с какой стороны исследователь расположит аппарат.

Если подозрения оправдались?
При подозрениях врача о том, что у ребенка нарушен слух, его с родителями направляют в особые сурдологические центры для углубленного исследования нарушений слуха – проведения аудиологических обследований при помощи различных аппаратов и методик объективного исследования. В центрах проводятся такие процедуры как:

- метод акустической импедансометрии. При этом методе регистрируют акустическое сопротивление и акустическую проводимость звукопроводящей системы ушка малыша. При данном исследовании проводят запись тимпанограмм (реакции барабанной перепонки) и запись акустических рефлексов. Это выявляет сам по себе факт тугоухости и определяет ее характер.

- проводят регистрацию вызванной отоакустической эмиссии. Сегодня, кстати, этот метод широко внедрен в родильных домах для быстрого и простого скрининга новорожденных и клиниках детей раннего возраста (до трех лет). Вызванная отоакустическая эмиссия представляет собой очень слабые звуковые колебания, которые генерируются область внутреннего уха в ответ на звуковые раздражения и стимуляцию. Эти колебания могут быстро зарегистрироваться в области наружного слухового прохода при помощи очень маленького, но крайне чувствительного микрофона. Если ребенок слышит, прибор фиксирует звуковые колебания от внутреннего уха.

- метод компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам (КСВП), она основывается на регистрации вызванных биопотенциалах в слуховой системе, которые возникают как результат звуковой стимуляции органа слуха. Проще говоря, ответной реакции слышащего ребенка. с помощью этого метода определят порог слухового восприятия – есть ли слух вообще, и если есть проблемы, насколько слух снижен.

Кого обследуют?
Аудиологический скрининг сегодня проводят всем новорожденным в родильных домах, особое внимание уделяя тем детям, у которых имеются факторы риска глухоты и тугоухости. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии и компьютерное исследование – дает полное представление о степени снижения слуха и наличии тугоухости или глухоты. Однако, за слухом ребенка важно полноценно следить и родителям, так как ребенок мог родиться с наличием полноценного слуха, но в процессе его роста и развития могли подействовать негативные факторы, что привело к снижению слуха на одно или оба уха. Поэтому, если в роддоме вам сказали, что по обследованию ребенок слышит, дома необходимо все равно обращать внимание на те параметры, которые отражают степень развития слухового анализатора и наличия слуха.

Дата добавления:
30.06.2014
Полное имя:
педиатр Алена
Корзина
Ваша корзина пуста
Следите за нами
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика

МойМалыш.su © 2008-2014 - Детские интернет-магазины, интернет-магазины детских товаров в Екатеринбурге, товары для детей Екатеринбург