Статьи для родителей:

Раздел: Здоровье

Поиск по магазину

Опрос

Кто вы?
Всего ответов: 2348

Что такое «психологический возраст»

Наверняка каждый хоть раз в жизни успел пройти какой-нибудь тест на определение психологического возраста. Однако смысл этого понятия для большинства проходящих этот тест остается размытым и подразумевает под собой чаще некое состояние психики (зачастую связанное с депрессией, или общей утомленностью), чем реальное определение, связанное с психологией.

Определение психологическому возрасту можно найти у Л. С. Выготского, который развивал свою культурно-историческую теорию в рамках общей теории психического развития. Психологический словарь дает следующее определение:

«Понятие возраста, предложенное Л. С. Выготским, включает в себя представления о социальной ситуации развития, о кризисных и литических периодах развития, о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого периода и определяющих психическое развитие ребенка, а также о доминирующем развитии в соответствующий сензитивный период отдельных психических процессов, что приводит к неравномерности психологического развития ребенка. Последователи Выготского, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, добавили в характеристику возраста представление о ведущей деятельности ребенка, внутри которой преимущественно осуществляется развитие детской психики».

Соответственно теории Выготского, каждый психологический возраст характеризуется следующими понятиями:

-социальной ситуацией развития

-возрастными новообразованиями

Под социальной ситуацией развития понимают некое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка. Фактически это исходный момент для любого развития ребенка, для всех изменений, которые возможны в данный период. И следуя этой возможности развития малыш (как и подросток, как и взрослый человек) приобретает качественные образования развития.

Возрастные новообразования

Возрастные новообразования это результаты развития на данный период и, одновременно (что весьма важно!), предпосылки для следующего развития. Как ту не вспомнить теорию Домана и его ползающих студентов! Доман считал, что если человек не отползал необходимое ему в детстве количество часов, то в дальнейшем он «пропустит» определенные этапы развития. Что бы проверить это он предложил своим студентам ползать определенное количество времени в день и затем фиксировал искомые им изменения. Но сейчас, конечно же, не о Домане.

Итак, возрастные новообразования. Эти новообразования, только возникнув, изменяют социальную ситуацию развития ребенка и меняют систему отношений ребенка со взрослыми. Следует скачок в развитии за ним следуют так называемые противоречия развития, которые затем снова толкают ребенка на новый этап развития. Этих новообразований может быть много, но в любом возрасте есть так называемое центральное психологическое новообразование, которое перестраивает всю личность ребенка и его взаимоотношения с окружающим миром. Остальные же новообразования группируются вокруг центрального и носят название побочных. В результате формулирования этих понятий Лев Семенович предложил два возрастных периоды, которые всегда сменяют друг друга: стабильные периоды сменяются критическими, а затем критические сменяются стабильными.

Говоря о стабильных периодах развития, мы подразумеваем что развитие совершается как бы внутри ребенка постепенно, иногда даже медленно. Критический же период характеризуется бурным и стремительным развитием и, несмотря на то, что в них есть разрушительные тенденции, являются нормой онтогенеза (то есть развития) и несут в себе и много созидательных функций. Об этом полезном свойстве кризисов стоит помнить и мама, которые опасаются потенциального кризиса тридцати лет, или околомифического «кризиса среднего возраста».

Дата добавления:
10.07.2014
Полное имя:
Кристина Вязовская
Корзина
Ваша корзина пуста
Следите за нами
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика

МойМалыш.su © 2008-2014 - Детские интернет-магазины, интернет-магазины детских товаров в Екатеринбурге, товары для детей Екатеринбург